В сегодняшнем выпуске “ВМ” – перевод статьи Ноэля Кэролла об эмоциях в кино и еще несколько рекомендаций насчет того, как промерить темные глубины теоретического знания о киноискусстве.
Главный герой сегодняшнего выпуска – Ноэль Кэрролл, заслуженный профессор Университета города Нью-Йорка (CUNY), доктор философии и киноведения. Специализация Кэрролла — философия искусств, и больше всего он пишет о кино, как об авангарде, так и о популярных жанрах. С конца 1980-х годов вместе с Дэвидом Бордвеллом занимается новой когнитивной теорией кино и пытается переоценить эссенциалистские подходы классической теории. Если Бордвелл специализируется на исторической поэтике, законах организации фильмов и способов их производства, то Кэрролл изучает воздействие кино на зрителя. В этом он заходит на территорию Лоры Малви, Кристиана Меца и других последователей психоаналитических методов, которых сам называет психосемиотическими марксистами.
Чтобы вытеснить из мейнстримовой академической теории кино ненаучный психоаналитический словарь (желание, удовольствие, страх кастрации, стадия зеркала, фаллоцентризм и т.д.) Кэрролл пытается осмыслить человеческие эмоции и использует для этого достижения когнитивных и нейронаук и, конечно, философию сознания. Эмоциональному воздействию искусств он посвятил несколько эссе и целые монографии, например, «The Philosophy of Horror: Or, Paradoxes of the Heart» (1990) и «Humour: A Very Short Introduction» (2014).
В программном эссе «Power of Movies» (1985) Ноэль Кэрролл начал формулировать теорию того, как и почему фильмы вызывают эмоциональные реакции. Статья «Кино, моральные эмоции и симпатия», которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию — результат 25-летней эволюции этого подхода. В нем профессор ищет альтернативу понятиям “идентификация” и “иммерсия” и рассматривает эмоциональные реакции в моральном контексте.
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ “КИНО, МОРАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И СИМПАТИЯ” (перевод Ларисы Мезеновой, PDF, линк откроется в новом окне).
+ 3 важные книги о теории кино
Эпохальная антология больших и малых авторов веймарского периода, переведенная ведущими экспертами по эпохе. В книге наряду с текстами критиков и теоретиков (Айснер, Арнхейма, Кракауэра) представлены заметки Ф.В. Мурнау, А. Дёблина, Макса Брода, Эмиля Яннингса и Фрица Ланга.