В издательстве “Новое литературное обозрение” вышла книга “Письма войны” – антология отечественной военной эпистолярии 20 века под редакцией Сергея Ушакина и Алексея Голубева. “ВМ” публикует избранные солдатские письма из этого капитального издания.

warletter1
Мовли Дзаурбекович (Мовла Дзорбекович) Оздоев родился в 1910 г. в селе Ачалуки Назрановского округа Терской области. До начала войны проживал в с. Ахки-Юрт Пригородного района Чечено-Ингушской АССР, работал секретарем сельского совета. В ряды Красной армии был призван в феврале 1942 г., член ВКП(б). Старший сержант, служил телефонистом. Погиб 11 октября 1943 г. в боях за освобождение г. Запорожье. Похоронен на территории в 50 м севернее хутора Хлевоковский Запорожского района Запорожской области.

Без даты, 1942 г. или начало 1943 г.

Добрый день, дорогой брат Жамалдин. Прежде всего примите от меня Салам и Моршал (1), а также передай от меня Матери, […] и Либе, особенно Дауду и Мураду. Я жив и здоров, того и желаю Вам. Жамалдин! Я только беспокоюсь о вашем положении, а вы не беспокойтесь про меня, так что я могу и сумею находиться среди товарищей, я надеюсь, скоро мы с вами увидимся. Трудного до сих пор я не видел и меня не встречался и ездию куда угодно. Почаще пиши мне письма, указанный адрес действителен, куда бы я не уехал. С тем до свидания.

(Подпись) — от Оздоева М.
[На обороте]
Мы уезжаем, куда не известно, только не скучайтесь.
М. Оздоев

17 апреля 1943 г.

Добрый день дорогой брат Джамалдин! Прежде всего примите от меня братский привет, по нашему Языку Салам и Моршал, а также передай всем нашим родителям и родственникам, особенный передай привет Матери, Мураду и Дауду. Я жив и здоров того и желаю Вам всем.
Жамалдин! Прежде всего сообщаю Вам, что я к вам написал многие письма, но до сих пор я не получил никакого письма в ответ, или просто вы не пишете. Но правда, что мы переменяли трижды раза местов, а также адресов, возможно, поэтому не получил. Но все равно не полученные письма должны возвратиться обратно домой. Джамалдин, во-вторых, сообщаю Вам, что я не нуждаюсь ни в чем, лишь бы вы были живыми и здоровыми, и затем до сих пор меня не встречал ничего трудного. Я являюсь взводным политруком, только я скучаю узнать новости из дома. Джамалдин! Сообщите мне про Халида Исраиловича. Находится ли он дома или нет, со станицы Кавказского не имею про него известие. Жамалдин, не скучайте про меня, скоро мы увидимся с вами со скорой победой. Я брал обязательства на себя бить немецких фашистов до самой последней капли крови и стараюсь оправдать свои обязательства пред Коммунистической партией.
Цудала ше энуала! (Если Аллах даст! — Пер. с ингуш. А. Хидриева.)
Адрес мой этот будет постоянно, с тем до свидания, остаюсь с приветом:
Полевая почта 33118 А.
Оздоев Мовла Заурбекович
(подпись) 43 г.

20 октября 1943 г., сослуживец М.З. Оздоева — своим родителям

Добрый день, многоуважаемые родители. В первых строках моего изложения разрешите мне передать пламенный сердечный привет и по нашему обычаю Салам и Моршал. Во-вторых, сообщаю вам, что в настоящее время нахожусь жив и здоров, и также желаю вам всего хорошего на свете. Хусейн, меня ранило на правое плечо осколькой, но не так сильно. Уже поправляюсь. Хусейн, об этом матери не скажите, а то она будеть больше думать и беспокоить.
Сей низ хули цІава хвожаг ва со. (Если у меня получится, я постараюсь приехать. — Пер. с ингуш. А. Хидриева.)
Хусейн, больше писать нечего, кроме хорошего. Хусейн, даю тебе одну нагрузку. Сообщите Оздоеву. Мовла Дзорбекович, что погиб, он сам с Ахки-Юрт, бывший секретарь с/с [сельсовета].

(1) Салам и Моршал – ингушское мусульманское приветствие, состоящее из арабского слова «салам» — мир и ингушского слова «моаршал» — мир. (Прим. Н.Д. Кодзоева.)

Leave a Reply

