Дежурный редактор “ВМ” размышляет о том, можем ли мы догнать западное книгоиздание (досрочный ответ – нет) и рассматривает алмазы, найденные в частной  библиотеке Коврового микрорайона.
shoparoundcorner
  1. David Bordwell, Kristin Thompson. Film Art: An Introduction
Самый популярный американский учебник по кино – выдержал 10 переизданий, переведен на китайский, чешский, вьетнамский, корейский и так далее. При всей нелюбви “ВМ” к учебникам эта книга заполнила бы огромный пробел – т.к. учит держаться медиума, помогает задавать картинам конкретные вопросы (“почему художник так делает?”, а не “что хотел сказать автор?”) и, в общем, снижает уровень энтропии до терпимого. Более простой вариант для издателя, чем другие 1000-страничные учебники по истории кино от Эдисона до наших дней –  Film History: An Introduction тех же авторов или весьма популярная History of Narrative Film Дэвида Кука (864 стр. в новейшем издании  – полезный справочник, во второй половине превращающийся практически в телефонную книгу с перечислением авторов и названий народившихся национальных кинематографий).
  1. David Jorafski. Russian Psychology: A Critical History / Jeffrey Brooks. When Russia Learned to Read
Масштабные обзоры двух американских славистов – Джорафски исследует зарождение и (мрачные) приключения русской психологической мысли (в научной литературе, а также в политических и художественных произведениях, начиная с Сеченова и Толстого, через критическое чтение большевистских писаний и заканчивая 1970-ми). Брукс пишет про культуру русского чтения в то время, когда оно становится массовым (1861-1917). Обе книги чрезвычайно познавательны, часто очень прямо соотносятся с теперешним моментом и используют огромное количество источников (подвиг, который вряд ли кто повторит) – чтобы перевести все это великолепие обратно на русский, нужно, наверное, провести не меньше, чем полгода в библиотеке.
  1. Norman Cohn. Pursuit of The Millenium.
Великий английский медиевист изучает идею тысячелетнего царства на протяжении многих христианских веков и приходит к выводу, что социальной базой для разнообразных крестовых походов были отчужденные горожане (очень современная книга). Наряду с другими его книжками – Warrant For Genocide или Europe’s Inner Demons – абсолютный (и увлекательный) мастрид.
4. Mark Lewisohn. All Those Years: Tune In
А вот душеспасительное чтение – история “Битлз” от самого начала (от ирландских предков Леннона, бежавших в Ливерпуль во времена картофельного бунта и дедушки Джорджа Харрисона) и до 1970 (правда, пока что вышел только первый том из трех). Написано это каким-то таким образом, что кажется, что это документальный “Хоббит”, огромный плюс – то, что автор сверхтактичен и не вставляет свою физиономию рядом с группой всюду, где возможно. 137 5-звездных отзывов на Амазоне (и это мы только добрались до конца 1962 года).
5. Ну и завершая сегодняшнее брюзжание, отмечу, что отечественный издатель до сих пор не освоил прекрасный формат companion/reader (когда эксперты по одной теме или фигуре пишут про нее с разных сторон специально для этого издания). Это часто выходит куда энергичнее, чем сборники конференций по теме и, наверное, лучше, чем неповоротливые антологии вида pro et contra (когда в длинный поезд склеивается разное, написанное по теме, за многие годы) – но и сделать так у нас особенно-то нельзя, потому что, наверное, не наберется десятка толковых экспертов даже по Иисусу Христу.
Виктор Зацепин
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s