В сегодняшнем выпуске “ВМ” – перевод статьи Ноэля Кэролла об эмоциях в кино и еще несколько рекомендаций насчет того, как промерить темные глубины теоретического знания о киноискусстве.

hqdefault

Главный герой сегодняшнего выпуска – Ноэль Кэрролл, заслуженный профессор Университета города Нью-Йорка (CUNY), доктор философии и киноведения. Специализация Кэрролла — философия искусств, и больше всего он пишет о кино, как об авангарде, так и о популярных жанрах. С конца 1980-х годов вместе с Дэвидом Бордвеллом занимается новой когнитивной теорией кино и пытается переоценить эссенциалистские подходы классической теории. Если Бордвелл специализируется на исторической поэтике, законах организации фильмов и способов их производства, то Кэрролл изучает воздействие кино на зрителя. В этом он заходит на территорию Лоры Малви, Кристиана Меца и других последователей психоаналитических методов, которых сам называет психосемиотическими марксистами.

Чтобы вытеснить из мейнстримовой академической теории кино ненаучный психоаналитический словарь (желание, удовольствие, страх кастрации, стадия зеркала, фаллоцентризм и т.д.) Кэрролл пытается осмыслить человеческие эмоции и использует для этого достижения когнитивных и нейронаук и, конечно, философию сознания. Эмоциональному воздействию искусств он посвятил несколько эссе и целые монографии, например, «The Philosophy of Horror: Or, Paradoxes of the Heart» (1990) и «Humour: A Very Short Introduction» (2014).

В программном эссе «Power of Movies» (1985) Ноэль Кэрролл начал формулировать теорию того, как и почему фильмы вызывают эмоциональные реакции. Статья «Кино, моральные эмоции и симпатия», которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию — результат 25-летней эволюции этого подхода. В нем профессор ищет альтернативу понятиям “идентификация” и “иммерсия” и рассматривает эмоциональные реакции в моральном контексте.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ “КИНО, МОРАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И СИМПАТИЯ” (перевод Ларисы Мезеновой, PDF, линк откроется в новом окне).

+ 3 важные книги о теории кино

The Promise of Cinema

Эпохальная антология больших и малых авторов веймарского периода, переведенная ведущими экспертами по эпохе. В книге наряду с текстами критиков и теоретиков (Айснер, Арнхейма, Кракауэра) представлены заметки Ф.В. Мурнау, А. Дёблина, Макса Брода, Эмиля Яннингса и Фрица Ланга.

Томас Эльзессер, Мальте Хагенер. Теория кино. Глаз, эмоции, тело
100 лет кинотеории на 400 страницах – титанический труд двух ведущих европейских теоретиков кино. Оригинальная концепция книги – каждый заход в новые лабиринты мысли осуществляется через одно из человеческих чувств – упорядочивает то, что казалось бы, упорядочить невозможно. В наших просторных прериях эта книга будет незаменима.
Джонатан Лэтем. They Live. Soft Skull Press, 2010
Первая книга в киносерии Deep Focus — задумка редактора была в том, что о своих любимых фильмах в формате повести будут писать лучшие литераторы. Это поминутный комментарий к самой задорной картине Карпентера, написанный знаменитым американским фантастом и расширяющий антиутопическую вселенную фильма до невероятных размеров. Яркий пример того, насколько может быть интересной теория, если за дело берется берется человек с неугомонной фантазией.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s