Любимыми книгами жителей Коврового микрорайона Котельников в этом году стали книги о Мурнау и Пабсте. Подробности – у дежурного редактора “ВМ”.
mabuse
Мурнау года
Murnau, Melancholiker des Films. Hans Helmut Prinzler (Hg.) Bertz Verlag, Berlin 2003. 304 S., 240 Photos
Могучий альбом про Фридриха нашего Вильгельма – мастхев для любого киномана, с отличными текстами и фотографиями. Одни из лучших страниц посвящены “Носферату” – и Роза фон Праунхайм, и Йорг Буттергейт считают этот фильм своим любимым и пишут про него с каким-то умопомрачительным обожанием. Трудновато представить себе нечто подобное у нас – про кого бы ни шла речь, не говоря уже о режиссере немого кино. Среди прочих авторов текстов – Вендерс, Шлёндорф, Тыквер и Лотте Айснер. Может ли быть что-то лучше такой книги? Роза фон Праунхайм пишет, что Мурнау умер на пике счастья (sapienti sat) и что он был так красив, что в гробу сделали стеклянное окошко и еще долгое время после похорон многие ходили в фамильный склеп, чтобы посмотреть на его прекрасное лицо.
А вот отзыв о “Носферату” художника фильма Альбина Грау, написанный в 1921 году: “Ужасы войны уже не стоят у нас перед глазами. Но теперь просыпается желание, пусть лихорадочное и неосознанное, узнать – что же скрывалось за этим чудовищным явлением, что же неслось на нас так стремительно, словно космический вампир?”
+ “Дорога в ночь” (Die Gang In Die Nacht) – роскошная реставрация первого из сохранившихся фильмов Мурнау, превью в блоге Д. Бордуэлла.
Пабст года
G. W. Pabst. Hrsg. von Wolfgang Jacobsen. Argon, 1997
Фолиант крупного формата о Пабсте – более академический и с меньшим количеством картинок, но тоже бесценный. Единственный шанс вспомнить о менее известных фильмах ГВП “Девушки в беде”, “Ложный путь” или “Таинственные глубины”. А ведь есть и такие, кто не смотрел “Любовь Жанны Ней” – бегите!
Эйзенштейн года
Фейсбук С.М. Эйзенштейна. Сергей Михайлович как все – путешествует, постит фоточки и лайкает!
+
В этом году про Эйзенштейна издали очень много – биография Эйзенштейна О Мэхони (Ад Маргинем), билография М. Кушнирова в ЖЗЛ (линк), “Словесные портреты” самого Эйзенштейна (“Колибри”), второй том “Эйзенштейн: pro et contra” (великая панорама критики СМЭ под редакцией О. Ковалова), готовятся к изданию “Драматургия киноформы” (“Киноведческие записки”), “Красный Эйзенштейн” (Common Place) и “Эйзенштейн” Оксаны Булгаковой (издательство Европейского университете). По законам диалектики количество неизменно переходит в качество и вот когда книг об одной фигуре не ноль за десять лет, а шесть за год, уже появляется надежда на то, что среди написанного будет и достойное великого человека.
Дрейер года
К.Т. Дрейер “О кино”. Новое издательство, 2016. Фанатский сборник статей Дрейера, всего 1000 экз. Для сравнения, на английском и немецком эта книга появилась в 80-х, а датский оригинал выпущен в начале 60-х, так что можно теперь рассчитать скорость движения Дрейера по пересеченной российской местности (с поправками на ветер, плохую видимость и гололед). Переиздания вряд ли скоро ждать – бегите!
+ потрясающая по разработанности биография КТД – Jean and Dale Drum. My Only Great Passion. Life and Films of Karl Theodor Dreyer. Scarecrow, 1999.
Синетикл года
Интернет-журнал “Синетикл” – издание, поставившее много рекордов синефильской нежности, в этом году занялось еще и прокатом кино. Бон вояж!
Призы ассоциации “Бедный Котельниковский литературовед” (денежная часть премии – минус один рубль, забрать призы можно в редакции “ВМ”)
Ланселот года – Владимир Лукин, благородный защитник философской бестолковщины и примкнувшая к нему коллегия премии Андрея Белого.
Сиротство года – книжная колонка сайта “Афиша”. В результате очередного рестайлинга сайта на нем попросту исчезла рубрика “Книги” и теперь, вполне в духе современного материализма, про книги пишут в рубрике “Мозг”. А про алкоголь – в рубрике “Печень”, что ли?
Пропажа года – некогда великая газета “Спорт-экспресс” опустилась до невменяемых пасквилей и имеет теперь самый плачевный вид.
Не приехавшие в Россию реставрированные шедевры:
Наполеон года
“Наполеон” Абеля Ганса, реставрированный Кевином Браунлоу – 5 с половиной часов великого кино.
Анна Павлова года
Анна Павлова (о которой все только слышали, но никто не видел) в фильме The Dumb Girl of Portici
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s