Что пишут и издают в литературных редакциях левого толка? Дежурный редактор “ВМ” листает левые издания и приглашает к дискуссии.

left

    Для начала два слова о цели этого текста — он написан для обсуждения спектра левых идей, которые (все еще?) могли бы быть полезными и выразителями которых (так уж сложилось) являются вполне определенные книжные проекты и конкретные люди. Это большая задача, и ее никак не ограничишь, но есть и задача-минимум – изучая практику левых издателей, можно, по крайней мере, поставить вопрос о том, почему из поля зрения левых пропадает целый ряд значительных феноменов.

Возьмем сперва левый журнал общественной и художественной критики “Разногласия”. В общем предисловии к журналу редактор Глеб Напреенко пишет: “Каждый номер «Разногласий» — полифонический корпус текстов, призванный вызвать дискуссии и споры”. На мой взгляд, в каждом номере авторы пытаются выстроить свою идеальную вражду с капиталом и художественными институтами, а вместо рассказов о событиях и живых людях неведомо откуда приходит отчужденный язык науки, который легче всего истолковать, как отчужденность самих авторов (пусть знающие скажут больше). В последнем, десятом номере, наконец, наметился некий сдвиг – сделано интервью с руководителями фонда V_A_C, спровоцировавшее и пространное обсуждение в ФБ, но в целом журнал все еще не идет дальше чистого умозрения.

    Другой пример: сочинение Михаила Куртова “Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода” – книга, изданная альманахом “Транслит” совместно со “Свободным марксистским издательством”. Для меня остается загадкой, как рецензировалась эта работа при подготовке к печати, потому что студент первого курса философского факультета легко обнаружит логические ошибки в рассуждениях автора. Возможно, коллеги-философы при подготовке рукописи сочли это литературой, которая в большей степени освобождена от логики, а литераторы из жюри премии Андрея Белого – философией. И вот так, свободно перекатываясь из одного жанра в другой, книга докатилась до премии в номинации «Гуманитарные исследования». Что понравилось тут марксистам – тайна. В одном из интервью о книге автор говорит: “Чтобы понять, как одна вещь превращается в другую в процессе изобретения, на эту эволюцию нужно смотреть как на самостоятельный феномен, в рамках которого люди участвуют лишь как подключающиеся информационные и энергетические ресурсы, позволяющие технике развиваться, — как свет и вода для живых организмов”. Теперь всякий может рассудить, гуманитарное это исследование или нет.

    Интересную трансформацию претерпело и связанное с левой идеей издательство Ad Marginem, которое теперь издает книги в совместной программе с “Гаражом” – прошлый период и авторов, которых оно нам подарило, не будем здесь поминать, так как они и так напоминают о себе достаточно часто. Риторический вопрос к Ad Marginem, да и к любому левому издателю – почему до сих пор не издана знаменитая биография Ригоберты Менчу (I, Rigoberta Menchú: An Indian Woman in Guatemala, один из главных успехов издательства Verso) или автобиография Малалы Юсуфзай (I Am Malala, издательство Little, Brown and Company – очевидный издательский хит), почему практически полностью проморгали британских культурологов левого спектра (Джон Сэведж, Оуэн Хэзерли) или, например, нашумевшую антикопирайтерскую книгу М. Болдрина и Д. Левина “Против интеллектуальной монополии” (Cambridge University Press), при публикации удостоившуюся даже обзора в “Ведомостях”. Все это так или иначе – книги о настоящей жизни и о левых практиках, а не разглагольствования Жижека или зловещая прохановщина под разными масками. Более обстоятельная критика издательской политики Ad Marginem была бы куда более полезна, однако и свежих обсуждений программы издательства в рунете (хоть со стороны левых, хоть с какой-нибудь еще стороны) я не обнаружил. Если посмотреть на общую картину, то мне не приходилось видеть и статей левых авторов, где осмыслялось бы наследие известных левых симпатизантов – Годара, Висконти, братьев Дарденн, Кена Лоуча, ну или до невозможности близких к нам советских кинематографистов любого из великих поколений – хоть 20-х, хоть 60-х (возможно, потому, что культурное поле у нас в целом размагничено и интересное культурно-политическое действие происходит только на маленьких площадках – например, в Театре.док, который по сути, тоже практически не охвачен левой критикой или издательскими программами).

Наконец, хотелось бы поставить под вопрос и саму вертикальную идею образования широких масс. 28 июля 1942 года Бертольт Брехт, бежавший из Германии в Штаты, лишившийся театра (как средства производства), оставшийся без работы и без круга учеников, записывает в своем рабочем дневнике:

здесь я понимаю, как смехотворно и бесстыдно говорить рабочему, что он должен читать великую литературу! в такой обстановке я и сам не могу ее больше читать.

Что это, как не полное разоблачение левой образовательной повестки?

Виктор Зацепин

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s