john_elliotson_1843_punch_cartoon_mesmerism
Автор увлекательной книги Extraordinary Beliefs Питер Ламонт – редко встречающийся в природе баланс практика и историка идей, он – действующий фокусник и одновременно когнитивист. В молодые годы эдинбуржец Ламонт начал работать фокусником для того, чтобы оплатить учебу в университете. В своем профиле на сайте Эдинбургского университета он пишет – I am also co-founder of the Edinburgh Secret Society (but I can’t say anything about that).
Книга посвящена истории экстрасенсорики в викторианские времена и переполнена занимательными примерами, вот всего лишь один из них:
Некто Джордж Гоубл, работавший помощником адвоката, в какой-то момент убедил своего шефа, что обладает способностью ясновидения. Его слава росла благодаря тому, что распространился слух – Гоубл-де может посмотреть на закрытую коробку и определить, что написано на бумаге, которая в ней лежит. Его техника была необычной – он ложился на софу, клал голову на коробку, в которой лежала какая-либо записка, и в течение нескольких минут держал коробку обеими руками. После этого он на несколько минут накрывал голову подушкой, затем снимал подушку, помещал коробку под стопу того, кто ее принес, прикладывал свою голову сверху к стопе и восторженно объявлял, что все-таки написано на бумаге, лежащей в коробке. Вскоре феноменом Гоубла заинтересовался один из медиков, который провел контролируемый эксперимент – коробки, которые давали Гоублу, тщательно запечатывались. В одном из случаев Гоубл действительно сумел прочитать текст в запечатанной коробке, однако эксперт сообщает, что слышал “отчетливый треск под подушкой”. В другом из усложненных экспериментов Гоубл пытался прочесть сообщение на клочке бумаги, запертой в ящике стола – он положил голову на стол и в течение нескольких минут записал несколько букв – CASCAS, но к несчастью для медиума, на бумаге оказалось написано: “1787”.
Чтобы не пересказывать всю книгу (хотя очень хочется), остановимся на основном аргументе автора – для того, чтобы понять веру в сверхъестественные феномены (например, в викторианской Англии), надо изучать не только презентации экстрасенсов как фокусничество или шарлатанство, но и само содержание веры, которая была у посетителей этих сеансов. Такое обоюдостороннее изучение явлений показывает, что и содержание верований, и содержание научного скепсиса в каждом взятом случае могло быть весьма разным (во второй половине XIX века изучение месмеризма, ясновидения и связанных с ними паранормальных явлений пронизывало все английское общество сверху донизу, от популярных газет до строго научных журналов и обществ).  Некоторые случаи, которые приводит автор, поражают своим универсализмом – например, пришедшие на сеанс медиума ждали появления духа четыре-пять часов, но он так и не явился, однако посетители не были разочарованы, потому что вместе с медиумом считали, что так тоже может быть (не напоминает ли это синефильские бдения над 800-часовыми фильмами Лав Диаса или Белы Тарра?). Эйзенштейн и Орсон Уэллс в зрелые годы также пришли к тому, что занимаются магией – так что книгу Ламонта можно без труда связать со множеством художественных практик.
В целом труд Ламонта похож на воображаемый спор Бертрана Рассела (мы должны смотреть в первую очередь на факты) с Уильямом Джеймсом (мы должны держаться веры в то, что дает нам силы). Исследование Ламонта – также и своего рода мастер-класс по сеансам магии без разоблачения, что делает эту книгу полезной в весьма разных областях (в т.ч. и совершенно прикладных). Как добиться того, чтобы научный анализ или, к примеру, лит. критика не приводили к демонтажу любого человеческого смысла? Читайте Extraordinary Beliefs.
Виктор Зацепин, дежурный редактор “Котельники дейли”
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s