1298579218

Галина Юзефович

«Удивительные приключения рыбы-лоцмана»

АСТ, 2016

В предисловии к сборнику Юзефович пишет о том, что «самое ценное и полезное свойство критика — это известная консистентность и постоянство, способность, подобно камертону, на протяжении многих лет воспроизводить одну и ту же ноту». Критика Юзефович и есть такое побренькивание на одной струне, соло занудства под аккордеон. Критик призывает к усредненности, и это признак того, что и сам критик пишет усредненно. Критик, который не ищет нового в литературе и который не ищет новизны в собственном методе, не должен писать вообще.

Уже во втором абзаце предисловия Юзефович упоминает двух достойнейших людей, и это упоминание уже почти что осквернение их имен (оба в свое время Юзефович поругивали, и за дело). С хорошо написанной критикой хочется соглашаться или не соглашаться, тогда как критика Юзефович никаких споров вызвать не может: ее рецензии тяжело дочитать до конца из-за их невыразительности. Нужно очень любить уху, чтобы до конца разделаться с этой рыбой.

Надо признать, что во времена тотального хвалежа Юзефович способна еще понять, что нельзя все хвалить и не все достойно похвальбы. Осознание этого не мешает критику открыто расписываться в своей профнепригодности, то советуя писателям взбивать пену, как горе-кондитерам, то призывая переводчиков упрощать текст для читателя.

Юзефович надеется, что ее книга будет полезной. Несомненно: когда у меня в следующий раз вымокнут ботинки, я буду рвать страницы из «Рыбы-лоцмана», вместо газет, и вкладывать их внутрь влажной обуви.

Брать вместо, но уже не на выставке

Никита Елисеев

Против правил. Лимбус-пресс, 2002.

Предостережение пишущим. Геликон, 2014.

Елисеев газетной критики почти не писал, его формат – протяженное эссе. Тем хуже для газет, тем лучше для журналов. Удачи с поиском обеих книг, они стоят того, чтобы их найти.

Андрей Немзер

Дневник читателя – 2007. Время, 2008.

Этот (и все предыдущие) сборник «дневниковой» серии, возможно, не все воспримут как ценный путеводитель. Вряд ли столичный хипстер после немзеровской рецензии побежит покупать сборники статей Тименчика или романы Слаповского. Зато есть, о чем спорить. Да и всегда можно перечитывать, ради того, как это написано.

John Leonard

This Pen for Hire

Doubleday, 1973

Первый сборник рецензий Леонарда, после того, как он забросил романы, и до того, как он ушел подрабатывать в телевизор. Потом будут еще сборники, но уже длинных, журнальных, рецензий, а этот хорош именно тем, что в нем Леонард уже проявил себя как газетный писака и дедлайн-жокей. Во второй половине XX века мало кто так хорошо писал о книгах.

Ray Garraty, редактор “Рязанский проспект weekly”

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s