В сегодняшнем обзоре “ВМ” – о важных книгах по киноискусству, которые можно купить на открывшейся сегодня в ЦДХ ярмарке Non-Fiction.%d0%bf%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d0%ba%d0%b0

Paul Fischer

A Kim Jong-il Production

Flatiron Books, 2015

(На выставке – Пол Фишер, «Кинокомпания Ким Чен Ир представляет». Фантом Пресс, 2016. Пер. с англ. А. Грызуновой.)

Самая успешная пара южнокорейского кинематографа, Син Сан Ок и Чхве Ын Хи, несколько десятилетий покоряла сердца своих поклонников. Син был знаменитым режиссером, основателем независимой студии, выпускавшей не по одному десятку фильмов в год. Чхве была любимицей публики, звездой экрана, актрисой и создательницей школы актерского искусства. Чхве, до того как к ней пришла слава, была женой инвалида-ветерана войны, перебивалась почти неоплачиваемыми работами. У нее была умеренная слава, но не было денег. Син вывел ее в большой свет, они начали тайно встречаться. Пошли слухи, разразился скандал, и актриса оставила своего мужа, выйдя за Сина. Пара развернула свой успех, делая вместе картины, расширяя бизнес, получая премии и признание.

Позже начались финансовые трудности, Син уже не смог выпускать фильмы из-за цензуры и конкуренции, а вместе с деньгами ушла и любовь. Пара развелась, Син стал пробивать приглашение в Голливуд, чтобы там попытаться начать свою карьеру заново. Чхве сосредоточилась на своей актерской школе.

В это время по соседству, в другой Корее, Северной, сын диктатора Ким Чен Ир, был назначен на пост директора отдела пропаганды и искусства. Ким с самого детства был синефилом, и его страсть к кино разрослась до огромных размеров. Ким был заочным продюсером всех корейских фильмов, сам писал сценарии и книги, нанимал специалистов в съемочные группы, диктовал киношникам все условия. Кино стало самым действенным методом пропаганды в Северной Корее. И если жители Кореи имели доступ только к тем фильмам, что снимались внутри страны, Ким имел доступ ко всем фильмам мира, которые он собирал различными способами в специальном архиве в своем доме. Европейский артхаус, голливудские вестерны, японские боевики о якудза – Ким отсматривал сотни фильмы всех жанров и направлений в своем архиве. Видя все это многообразие, Ким завидовал западу: фильмы, снятые в его стране, были убоги, примитивны, плоски. Киму нужен был кто-то, кто смог бы вернуть отечественному кинематографу величие.

Второй причиной привлечения таланта извне стал финансовый крах Северной Кореи. Диктатура Кима строилась в основном на нелегальном бизнесе, потому что производства в стране как такового не было, страна утопала в нищете, и за счет экспорта кино Ким планировал пополнить бюджет страны.

Так Ким сформировал идею похищения Сина и Чхве. К концу 70-х практика похищения иностранцев была широко применима Кимом и его людьми. Наемники Кима похищали людей на всех континентах, иногда просто похищения ради, иногда похищая людей, чьи способности могли пригодиться Киму и его режиму. Часть похищенных сгнивала в лагерях, часть выставлялась на свет, но не как похищенные, а как добровольно перешедшие на сторону Северной Кореи.

В книге добрых 360 страниц напряженной прозы, и даже когда Фишер отвлекается на бэкграунд, это все равно захватывающее чтение. Отвлечения эти необходимы хотя бы потому, чтобы поставить похищение героев в мировой контекст. По ходу чтения нам сообщается о становлении диктатуры в Северной Корее, противостоянии двух Корей, общем положении Северной Кореи в мире. Фишер приводит список методик, используемых диктатором Кимом и его людьми, для похищения людей. Чхве и Син стали далеко не первыми жертвами гнусных игр Кима, с другими невольниками героям книги даже придется столкнуться. Это показывает, что пара южнокорейцев не была единственными жертвами Кима, не была она и первой жертвой. Их случай не уникален, возможно, он наиболее прогремевший и вызывающий.

Отступления, например, о корейских концлагерях представляют сами по себе душераздирающее чтение. Зверства и жестокости, совершаемые в лагерях Кима, не уступали, а в чем и «превосходили» лагеря Сталина или Гитлера. Фишер не скупится на описания пыток, которые пережил Син в лагере. Чтобы выжить, Сину пришлось отказаться от каких-то принципов и работать на своего еще недавнего мучителя.

Сложно сказать, так ли это в действительности, но по книге складывается впечатление, что Син в Северной Корее создал свои лучшие фильмы. То есть только под гнетом и в неволе Син достиг вершин своего таланта. И перекрывает ли этот шанс создать вошедшие в историю фильмы те зверства, что претерпел Син? Еще один вопрос, на который нелегко найти ответ.

Книгу еще можно читать как главу из учебника по истории кино. Фишер включает и краткий обзор северокорейского кинематографа, и заслуги Сина и Чхве, и их посткиднэппинговый период, и легенды о Киме Чен Ире как о всеведущем знатоке и основателе северокорейской школы кино.

«A Kim Jongil Production» написана вольно, без ссылок на источники, что и понятно: рассчитана книга на широкую публику, а не на академическую. История похищения Чхве и Сина уже не одно десятилетие вызывает вопросы и заставляет сомневаться. Пол Фишер уверен, что пара действительно была похищена и работала на Кима под страхом смерти. Другие верят, что Чхве и Син добровольно перешли в Северную Корею, когда их карьеры рухнули на родине. История, безусловно, спорная, загадочная, вряд ли когда-то она станет стопроцентно прозрачной. Она из того феноменального ряда исторический событий, вроде убийства Кеннеди, высадки американцев на Луну или группы с перевала Дятлова, над которыми люди ломают головы много лет. Информации вокруг и около множество, а что правда и что ложь – окутано тайной.

В любом случае книга погрузит нас с головой в одну из тайн XX века. Шикарный нон-фикшн.

Ray Garraty

Другие книги о кино на выставке:

  1. Кино: организация управления и власть. 1917- 1938. Документы. РОССПЭН, 2016.
  2. С. Лунгин. Виденное наяву. АСТ, 2016.
  3. Дайан Китон. Кое-что еще… АСТ, 2016  (переводчик на сайте издательства не назван).
  4. К.Т. Дрейер. О кино. Новое издательство, 2016. Перевод Е. Красновой, П. Каштанова, А. Шишкиной и Е. Синициной.
  5. М. Кушниров. Эйзенштейн, Молодая гвардия, 2016.
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s