Продолжение заметок о Дрейере в честь выхода его первого сборника на русском – первая часть тут.

dreyersecret

В последние два десятилетия своей жизни Дрейер мечтал сделать фильм о Христе. Вот как об этом говорит он сам:

“Я предполагал, что картина должна быть поставлена на базе знаменитого израильского театра “Хабима” и фильм следует снимать на иврите или на арамейском. Ведь и сам Иисус говорил на арамейском наречии. Я хочу показать, что Иисус не был какой-то небесной личностью, но что он ходил по земле, как обычный человек. Иисус не был сверхъестественным существом. Если бы он был таким, он бы тщательно продумал свой вход в Иерусалим и исполнил бы все намеченное, несмотря на любое противодействие. Если бы он был суперменом, он бы завоевал Храм, стал бы первосвященником или заставил бы первосвященника признать себя новым Мессией. Но он больше, чем сверхчеловек – он просто человек. Он – маленький, безвестный человек, который в одиночестве принимает смерть за свои убеждения и идеалы. Разве он не величественней, чем супермен? Он выглядел ровно так же, как обычные люди, и потому-то ему и верили. Он обращался к простым людям при помощи простых слов и брал примеры и наглядные свидетельства из жизни своих слушателей или из их работы. Именно таким я и хотел бы показать его в своей картине. Я хотел бы сокрушить миф о том, что евреи виноваты в смерти Христа. В действительности к его смерти привели политические проблемы, существовавшие в его дни. Если знать эти факты, то они нисколько не умаляют личность Иисуса”.

Уже в ранних фильмах Дрейер активно обращался к религиозной тематике, наиболее яркий в этом отношении фильм – “Страницы из книги Сатаны”, где содержится и прототип фильма об Иисусе – новелла о Христе, снятая, как и весь фильм, под влиянием гриффитовской “Нетерпимости”. В 1921 году, когда этот фильм Дрейера вышел на экраны в Дании, христианская газета Kristeligt Dagblad посчитала возмутительным то, что Иисуса на экране изображает актер. Газета писала: “В Англии первый эпизод фильма был запрещен к показу по этой причине. В Англии люди имеют достаточное уважение к святым вещам… но в Дании это не так. Следующим шагом будет то, что актер в театре будет крестить людей во имя Отца, Сына и Святого Духа… Мы считаем возмутительным то, что эту роль вообще может исполнять какой-либо человек, и вдвойне возмутительным мы находим то, что Дания – это страна, где каждый может делать все, что вздумается, даже если это насмешки над самым святым”. Дрейер незамедлительно ответил на эти нападки в газете Folkets Avis: “Я огорчен, что столь уважаемая газета тиражирует неправду о том, что английские цензоры якобы запретили эпизод с Иисусом. Это не так, и заявление газеты Kristeligt Dagblad выглядит еще глупее, если учесть тот факт, что в последнее время англичане стали показывать в церквях кинокартины, рассказывающие эпизоды из Библии. Один из высокопоставленных иерархов английской церкви даже заявил, что фильмы такого рода нередко позволяют вернуть в церковь и тех, кто давным-давно туда не ходит”. Далее Дрейер говорит о том, что фильм шел без купюр и в Швеции, известной своей строжайшей цензурой, и в Норвегии, и что единственными людьми, которые высказали возмущение, были журналисты Kristeligt Dagblad. Свою реплику Дрейер завершает словами: “Я приложил много усилий для того, чтобы эпизод с Христом никого не оскорбил. Возможно, возмущенных людей было бы гораздо больше, если бы я следовал за глубочайшим желанием своего сердца – изобразить Иисуса величественно и в то же время в реалистичной манере. Однако я не сделал этого, потому что не желал никого оскорбить, и потому изобразил Иисуса так, как это принято обыкновенно. (D. Drum, My only great passion, N.Y., 2000, p. 64.)

Полному метру об Иисусе так и не суждено было появиться на свет, но все же христианские мотивы пронизывают все творчество Дрейера. Пол Шредер в своей знаменитой работе причисляет Дрейера, наряду с Робером Брессоном и Ясудзиро Одзу, к ярким представителям “трансцендентального стиля в кино”. Как считает Шредер, для выражения религиозных истин три этих кинорежиссера обнаружили сходные методы в кинематографе. Шредер пишет о Дрейере так: “Его фильмы, словно готические соборы, представляют собой хрупкое равновесие мироутверждающих и мироотрицающих импульсов. Его фильмы полны противоречий: в “Дне гнева” вслед за стилизованной сценой мученичества мы видим пасторальную картину лета и влюбленных; в “Слове” за последним призывом к святым силам следует чувственный поцелуй. Борьба Жанны д’Арк за то, чтобы остаться в живых и “быть с Богом” – это борьба, которая выражает суть готики.

    Фильм об Орлеанской деве — прекрасная иллюстрация силы морального чувства Дрейера, а равно и его чувства кино. В финальной сцене кадры с костром, на котором сжигают Жанну, чередуются с планами народного возмущения и реакции солдат – многие из этих кадров сняты с низкой точки, кроме того, использована и съемка “с точки зрения бога”, а также и съемка буквально “из-под ног” – как бы глазами человека, затоптанного толпой и лежащего навзничь. Последнее движение камеры в “Страстях Жанны д’Арк” – камера вертикально панорамирует в небо, и на экране появляется титр: “Языки пламени защитили душу Жанны в тот момент, когда она возносилась на небо – той Жанны, сердце которой стало сердцем Франции и чью память всегда будет чтить французский народ”.

     Дрейер – христианин, вера которого утверждает мир. В «Слове» оба главы семейств — и более светлый христианин Мортен, и мрачный Петер – склоняются к догматизму, в то время как Дрейер и автор оригинальной пьесы Кай Мунк, по всей видимости, стоят ближе к старшему сыну Мортена, Йоханнесу, потому что его религия предполагает экстаз. Этот экстаз, радикальное изменение всегда происходит в финале дрейеровских картин на христианскую тематику — Жанну превозносят как великую святую, герой «Чти жену свою» становится другим человеком, а фильм «Слово» показывает, как возможно воскресение из мертвых и в то же время деликатно оставляет место для рациональных объяснений.

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s